воскресенье, 19 января 2014 г.

На чём ездили: Транспорт

Первым моим видом транспорта была "Победа".
Дедушка Володя работал шофёром в милиции, и у него была бежевая "Победа". Когда он приезжал на обед, то после обеда я, развалившись на заднем сидении, доезжал с ним до гаража.

Потом мне купили детский велосипед на толстых шинах и двумя съемными колесами. На нем я даже умудрялся обгонять "Орлёнок". У него спереди была эмблема, на которой мишка ехал на велосипеде.
Велосипед с рамой вниз считался "женским". На "мужском" рама от седенья шла прямо к рулю. Туда крепилась на кожаных ремешках сумка для ключей.
Потом мне от отца достался велосипед "Дорожный". Сумка для инструментов у него крепилась сзади под сиденьем.
Раньше все велосипеды надо было регистрировать и получать в ГАИ официальный знак (Белый, квадратный)

А вот и легендарный "Орлёнок". В 1957 вышел фильм "Орлёнок" с одноименной песней. Был очень популярен.
Популярный мотороллер "Турист"



Предел мечтаний - чешский мотоцикл Jawa








АВТОБУСЫ
По причине отсутствия всего остального, единственным видом транспорта в Новгороде был автобус.
Остановка автобуса № 16 у Ярославова дворища.

На остановке автобуса был вот такой знак с расписанием движения. По форме буква "А" напоминала эмблему Львовского автобуса "Л".

В середине 70-х были вот такие знаки остановки автобуса (кадр из фильма "Афоня" 1975)

Знак "Переход".
Такие знаки были установлены на перекрёстке ул. Большевиков и Кировской.
То есть на одном перекрёстке было установлено 8 таких знаков. Потом знаки по одному стали исчезать, и в какой-то момент их окончательно сняли. (фото 1970).
Улица Горького (1968)
На углу книжного магазина два знака "Переход". "Зебры" на дорогах нет.
Львовский автобус
Был очень теплый зимой, особенно сзади, где был мотор.
Салон Львовского автобуса (Фото М.Шварца).
Внутри было очень тесно, особенно зимой. Было просто не протолкнуться. Я любил стоять у водителя: там было всегда лучше видно, и можно было легко выйти на остановке.

Сенная площадь.
Начало 70-х




При входе в автобус стояла касса, куда надо было положить 5 копеек, провернуть колесо сбоку, а затем оторвать вылезший билет. Вначале были кондукторы, а затем все оплачивали и отрывали самостоятельно. Появилась надпись "Совесть - лучший контролёр". Судя по всему, совесть была далеко не у всех.

В начале 70-х в сентябре ввели компостеры. Талоны на проезд надо было покупать в ларьках, они также стоили по 5 копеек, но были больше по размеру и продавались уже блоками по 20 талонов (1 рубль). Блок называли  "пачка талонов". Компостер выдавливал на талоне 8-ми значные цифры, которые водителю на кольце приходилось менять на всех компостерах за время своего короткого перерыва. (Что они при этом выговаривали, можно только догадываться: литературных слов там не было.) Всё боялись, что будут ездить с пробитыми талонами неоднократно - верили в свой народ!

Видимо замучившись, ввели другие компостеры пробивного типа. Они пробивали отверстия, составляющие только 2-е цифры. Но и их надо было менять на кольце, делать контрольный пробой, чтобы контролёры-изуверы смогли найти несознательного.
В школе ученикам выдавался "проездной"(в Питере называется "карточка")стоил 1 рубль на весь месяц.









ЗиЛ 158
Ходили и вот такие автобусы, но они ходили не по городу, а ставились на междугородных маршрутах. Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965).
В Новгороде автобусы были бело-синими.
ИКАРУС 55 ЛЮКС (междугородний)
Для туристов-интуристов на междугородних маршрутах использовались вот такие "Икарусы". Видел такой тёмно-вишневого цвета у гостиницы "Волхов".








ИКАРУС 180
На смену львовским (первая половина 70-х) пришли вот такие "Икарусы". Они были более вместительны, имели "гармошку", но были очень холодными зимой, потому что водители "забывали" включать обогреватели (экономили на премию).







Остановка на улице Горького

Перекресток ул. Горького и Ленинградск

Площадь у вокзала. (Фото Гиппенрейтера 1976).









"Икарус" пришедший на смену львовским автобусам. (Фото Гиппенрейтера, Из фотоальбома 1976)

СВЕТОФОР
Ну и регулировал всё это движение серый светофор, покрытый серебрянкой.

Кадр из фильма "Операция "Ы" или другие приключения Шурика" (1965).
Поезд
Поездами мы ездили нечасто. Но иногда выбирались в Москву к родственникам или Ленинград.
На вокзалах стояли вот такие механические справочные автоматы. Нажимаешь на кнопку нужного направления - и автомат начинает листать страницы до нужной тебе информации. В то же самое время повсюду стояли автоматы по продаже газет.
Железнодорожный билет представлял собой суровый кусок плотного картона с дыркой по середине. Возможно, так было удобнее их нанизывать и хранить у кассира на каком-нибудь штырьке или гвоздике.
Постельное белье было необязательно, и можно было не покупать.
Комплект белья, если не ошибаюсь, стоил один рубль.

И обязательно мы заказывали чай в подстаканнике - куда без него.



А к чаю полагался сахарок (два куска).











Комментариев нет:

Отправить комментарий