среда, 22 января 2014 г.

Мелодии и Ритмы

В 1974 году произошло историческое событие -  мама купила проигрыватель виниловых пластинок "Аккорд - Стерео"!
Модель Рижского Электро-механического завода (REMR).
Тогда это называлось "электрофон".
Стоило это чудо дорого: 98 рублей без крышки, а с крышкой - 99 рублей.
Но оно того стоило.











Добавьте подпись


Проигрыватель "Аккорд 201-МОНО" в фильме "Ирония судьбы" (1975).



Героиня Людмилы Гурченко изучает английский по пластинке на таком же проигрывателе в фильме "Шаг навстречу" (1975).

Пластинки продавались в отделе Центрального универмага на первом этаже.

Их также было можно было купить в специализированных магазинах, где продавали аудио-технику, а также я еще купил "По волне моей памяти" Тухманова в магазине "Юный Техник" на набережной Александра Невского.
Специализированных магазинов "Мелодия" в городе не было.
Вот моя самая первая пластинка, которую я сам купил.
Сборник 1971 года выпуска.
"Настоящая Любовь" Тома Джонса - это She's A Lady.
Гонял только её по несколько раз на дню.
А наушников-то тогда не было :-)







Первой долгоиграющей пластинкой, купленную по совету друга нашей семьи дяди Бори Александрова, который был настоящим меломаном, был диск Энгельберта Хампердинка.
Это был СУПЕР-ДИСК!

Энгельберт Хампердинк
Популярность певца с почти непроизносимой фамилией Хампердинк (Арнольд Дорси)в начале 70-х была сравнима со славой Валерия Ободзинского или Муслима Магомаева. Фирма "Мелодия" в 1974 году выпустила официальный сборник Хампердинка, что было редкостью, плюс еще и миньон, плюс включила его песни в сборник "Звезды Эстрады" в компанию к Рафаэлю, Тому Джонсу и Сальвадоре Адамо.


Я тогда не знал, что есть какой-то Синатра или какие-то "Битлз", а вот что есть великий Энгельберт Хампердинк - знал.
Валерий Ободзинский, кстати, даже перепел его "Последний Вальс", что тоже показательно.

Между прочим, это тот самый Энгельберт Хампердинк, который в чартах в 1966(!) вышиб своей песней Release Me в Англии (!!) с первого места самих THE BEATLES с их Penny Lane/Strawberry Fields (!!!)

Обложка была сделана на основе конверта пластинки Хампердинка, вышедшей в 1967 году на английском лейбле Decca (это те самые, что просмотрели начинающую группу из Ливерпуля под названием The Beatles).
По легендам, каждый новый год руководство компании достает демо-кассету с пробами Beatles и заливает горе шампанским.

И хотя по качеству звучания американский диск лучше, диск "Мелодии" по подбору композиций ЛУЧШЕ и американской! Специалисты "Мелодии" выбрали Best of the Best! Спасибо им огромное.

На конверте, правда, он выглядит демонически-инфернально, как какой-нибудь персонаж Брэма Стокера.

Не сильно ошибусь, если скажу, что, наверное, все меломаны приобретали вот этот диск - Оркестр под управлением Поля Мориа. Тоже был дефицит.

Пассажир под Дождем
Карманный календарь 1975 года
Фирма "Мелодия" была основана в 1964 году.
У нее было несколько заводов, включая знаменитую Апрелевку, чьи пластинки считаются лучшими по качеству. Вершиной качества была продукция Московской студии "Грамзапись".


Нам всем повезло, что в 1973 году СССР подписал Женевскую конвенцию по защите авторских прав, хоть и не полностью.
Наивные буржуи полагали, что вот теперь-то СССР будет закупать зарубежных исполнителей и будет отстегивать авторские отчисления. Но не тут-то было! Детей лейтенанта Шмидта голыми руками не возьмёшь!
На "Мелодии" посчитали, очевидно, иначе: раз конвенция подписана в 1973, то за то, что было выпущено раньше, платить не полагалось. А это был Золотой Фонд мировой популярной и рок музыки!
В 1974 выходит миньон Beatles, на котором даже не указывалось название группы: скромно "Леннон-Маккартни,  на английском языке".
Надо сказать, что фирменных конвертов, строго говоря, не было, и ЛЮБАЯ пластинка могла оказаться в конверте, разнообразию которых позавидовали бы современные дизайнеры.



Покупка пластинки было событием: в 1974 году 1 рубль за миньон или 2 рубля 15 копеек за большую пластинку (диск-гигант) можно было позволить не каждый день.
(Здесь я пишу только о тех пластинках, которые были у нас дома и есть сейчас).




"Криденс" я услышал на "Мелодии".





В это же время выходят миньоны Hollies, Sweet и Rolling Stones.
Rolling Stones - это отдельная песня.
Если Beatles и прочие "продались и прогнулись" под золотого тельца, Rolling Stones в СССР считались бунтарями, пролетариями, то есть почти "нашими".
Настолько "нашими", что название группы поместили на пятак, особо не опасаясь притязаний за нарушение авторских прав - какие счеты между "своими".
Хотя, чем черт не шутит, может, и действительно легально выпустили?


 В 1972 году журнал "Крокодил" выдал вот эту "разоблачительную" статью про нравы "кумиров западной молодежи".
Эффект был мгновенным: это фото Мика Джеггера перефотографирывалось миллионы раз и продавалось с рук по рублю, а то и за 3 рубля за переснимок с зачитанного до дыр журнала.







В 1974 году выходит настоящая БОМБА! "Мелодии и Ритмы" Зарубежная Эстрада!
Вечная музыка в обработке Джеймса Ласта, о которой граждане СССР даже подумать не могли. В этом сборнике были и Элвис Пресли, Пол Саймон и Блэкмор.
Песня Саймона и Гарфанкела "На Школьном Дворе" "вштырила" сразу. Играл по несколько раз только
Эта пластинка определила увлечение на всю последующую жизнь.
Все эти мелодии были, прежде всего, веселыми,  жизнерадостными, полными оптимизма и легкости.
Вот почему я так и не полюбил советскую эстраду и рок: там вечная тоска и страдания :-(
Мелодии Джеймса Ласта растаскали на музыкальные заставки. Так на "Черный ящик в студию" передачи "Что? Где? Когда?" идет под мелодию Ра-та-та с этой пластинки.


Если вы думаете, что конверт вверху был фирменным, лишь для этого издания, то сильно ошибётесь, потому что это была "болванка", на которую могли печатать и последующие выпуски: у моей пластинки была та же обложка, но спереди было "Мелодии и Ритмы (II)" и сзади, соответственно, другие композиции.
Моя первая пластинка была вот в таком же конверте. Была ещё разновидность с зелено-оранжевыми полосами.
В Новгород пластинки поступали из Ленинграда,а в других городах обложки отличались и полиграфией, и пятаками, в зависимости от завода изготовителя.

На успехе выходят "Мелодии и Ритмы (II)".
Здесь уже Джеймс Ласт выдает аранжировки классики рока Led Zeppelin, Creedence Clearwater Revival и Deep Purple! Об этом можно было только мечтать.
Так в 11 лет я уже знал, что "ДИП ПЭРПЛ" - это КРУТО!


"Мелодии и Ритмы (III)" венчает эту серию в 1975 году. Здесь уже не просто обработки Джеймса Ласта, а НАСТОЯЩИЕ ROLLING STONES!!!
Впервые SATISFACTION я поимел ЗДЕСЬ!
Правда, было скромно написано
"УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (М.Джеггер - К.Ричард)".
"Не Исчезай" (Петти) - это тоже Rolling Stones (Not Fade Away)с их первого альбома.
Итого по две композиции Rolling Stones на каждой стороне!
Снимаю шляпу перед смелыми и профессиональными специалистами с фирмы "Мелодия", которым удалось ЭТО протащить через сито советской цензуры.
С другой стороны, просто время было очень веселым и отвязным!

Рэй Коннифф (1974)В этом же году выходит пластинка очень популярного в СССР оркестра и хора под управлением Рэя Конниффа (Ray Conniff).











В 1975 году выходит шедевр Давида Тухманова, пластинка "По волне моей памяти". В тот год она гремела из каждого окна. Песня "Из вагантов"или "Песенка Студента" (По французской стороне, на чужой планете..)в исполнении Игоря Иванова становится мега-мега-мега-хитом. Сам диск становится классикой. 
Превзойти этот концептуальный альбом больше не удалось никому. 
Вершина популярной музыки Советского Союза!

Свою "Волну памяти" я купил тогда в магазине "Юный Техник" на набережной Волхова.  Магазины "Юный Техник" были по всей стране, и там продавались изделия и товары для моделирования и конструирования. Там какже был небольшой отдел с пластинками. Моя  была вот в таком "общем" конверте. К сожалению, та пластинка не сохранилась.




В школе у нас все интересовались музыкой, но по теле и радио ничего не передовали и не показывали. Бабинные магнитофоны были у единиц.

Beatles и Rolling Stones, возможно, было и круто, но до нас, и считалось "старьём".

Нашими кумирами были:
Deep Purple

Pink Floyd

Queen

Smokie

Smokie стали очень популярны после того, как их показали в передаче "Международная панорама" с их знаменитой What Can I Do?
 
Для очень продвинутых выла еще Suzi Quatro


Основным источником информации о музыке был журнал "Ровесник".
Особенно были интересны статьи Артемия Троицкого,



2 комментария:

  1. В фильме "Ирония судьбы" показан экспортный проигрыватель, для Англии "Regonda party-time".

    ОтветитьУдалить
  2. Как западная музыка попадала на телеэкраны, в кино и в фигурное катание во времена СССР? Об этом сегодня интересно рассказывает Александр Гольдштейн, когда-то подобравший к заставке передачи "В мире животных" композицию оркестра Поля Мориа... http://fanclub.paulmauriat.ru/who-released-skylark-to-soviet-tv.html

    ОтветитьУдалить