среда, 25 декабря 2013 г.

Кино

Итак, главным искусством и развлечением нашей жизни было и остается кино!

Вот он мой родной кинотеатр "Октябрь". Так случилось, что на всю Торговую сторону он был один и, по счастью, в одном квартале от моего дома.
Это сейчас фильм показывают от силы две недели, а тогда могли демонстрировать полюбившийся фильм месяцами, а потом, через какое-то время, их повторяли вновь. В кино я ходил очень часто.

Кинотеатр "Октябрь".
Слева виден вход в пончиковую, где мы закидывались пончиками по 5 копеек и кофе с молоком за 22 копейки.
Кассы находились слева от входа, и когда проходил строгого контролера, попадал в довольно узкое фойе, где на стене было огромное панно, посвященное теме Октября 1917.



1967
















Было еще два кинотеатра: "Родина" и "Россия".
"Родина" считался "детским" и был расположен, как я узнал позже, в здании бывшего костёла.







"Россия" был намного лучше, но он был на другой стороне Волхова, и я там бывал нечасто.










"Родина" был не очень любим, По мне, так там было неуютно.










На каждой остановке, а также на многих перекрестках, стояли рекламные щиты (как бы мы сейчас их назвали), где вывешивался репертуар кинотеатров на ближайший месяц. В Новгороде шрифт был черный или красный, иногда зеленый, а в Ленинграде, я запомнил, шрифт кино-афиши был синий или голубой. По городу на центральных улицах неоном горело "СКОРО", "СМОТРИТЕ НА ЭКРАНАХ КИНОТЕАТРОВ", "НОВЫЙ ЦВЕТНОЙ ШИРОКОФОРМАТНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ...", а дальше оставалось только вставить название фильма. Вместе с репертуаром соседствовали и плакаты новых фильмов. В кинотеатрах был художник, который "творил", а чаще, малевал, афиши новых кинофильмов.

Билет в кино стоил 25 копеек на дневной и 50 копеек на вечерний; на детский сеанс и на удлиненную программу - 10 копеек.

Билеты были во всей стране единого образца и отличались лишь названием кинотеатра.
Потом в Новгороде построили широкоформатный кинотеатр "Новгород" и цена там была, если не ошибаюсь, 45 копеек. Потом, в 70-х, было и 50 и 75 копеек.


Из газеты "Новгородская правда" от 26 мая 1971 года.
















Перед началом фильма был, как правило, киножурнал "Новости Дня", документальный фильм или короткометражный фильм. Узнать точно, что будет, было невозможно: об этом узнавали лишь уткнувшись в окошечко кассы.

Детские сеансы  на выходных сопровождались либо сборниками мультфильмов, либо киножурналом "Хочу Всё Знать"и реже киножурналом "Пионерия".



Хочу Всё Знать! №10
Хочу Всё Знать! №11
Хочу Всё Знать! №12
Хочу Всё Знать! №49

Поход в кино был событием. Это был совершенно иной мир: дамы следили по фильмам о европейской моде, интерьерам, мужчин, наверное, интересовали машины и женщины, непохожие на передовиков производства. Популярность кино обуславливалась еще и тем, что цветных телевизоров ни у кого не было, и единственная возможность посмотреть фильм в цвете была именно в кино.

Хотя шло немало и нецветных, черно-белых фильмов. Кстати, посмотреть кино можно было не только в кинотеатре: раз в неделю, по пятницам в кинолектории в конце улицы 1-мая можно было посмотреть фильм совершенно бесплатно. "Фан-Фан-Тюльпан" и "Человек-амфибия" я посмотрел именно там.

Фильмы отличались бОльшим разнообразием, нежели сейчас: помимо фильмов стран социализма, французских и итальянских, можно был увидеть и экзотические работы "Мазандаранский Тигр" (Иран), "Белые Розы для Моей Черной Сестры" (Аргентина). Индия вообще отдельная песня.

Кинопроизводство было в СССР крупнейшей индустрией: только "Бриллиантовую Руку" в 1969 посмотрело почти 77 млн. человек, если даже предположить, что билет всреднем стоил 25 копеек, то получим больше 19 млн. рублей. Это колоссальные деньги для 69 года! (средняя зарплата 120 рублей в месяц).



МАЗАНДАРАНСКИЙ ТИГР (ИРАН) (1968)
Точно помню, что ходил на него один, без родителей. Тогда это было обычным явлением.
В нем снялся знаменитый иранский борец.



Миллион Лет До Нашей Эры (США) (1966).
Этот фильм было невозможно пропустить. Таких монстров в Союзе еще, наверное, не показывали. Самое интересное, что в фильме не произносят ни одного слова! Сцены битвы динозавров и финальная сцена землетрясения с раскалывающейся землей запомнились навсегда.
В то время дети ходили в кино сами и лишь иногда на премьеры с родителями.

Первыми фильмами, которые я посмотрел, были "Мы из Кронштадта" (1936) и множество фильмов про индейцев производства студии "Дефа" из ГДР (Германская Демократическая Республика, для тех, кто не знает).

"Нас мало, но мы в тельняшках!"


ВЕРНАЯ РУКА ДРУГ ИНДЕЙЦЕВ (1965)
В 1968 выходит первый фильм об индейцах, который я посмотрел.

"Винету Сын Инчу-Чуна" (1964) был просмотрен позже.

Сыновья Большой Медведицы (1966)
Чингачгук Большой Змей (1967)
По Следу Сокола (1968)
Белые Волки (1968)
Прерия (1969)
Преключения на Берегах Онтарио (1969)
Оцеола - Вождь Сименолов (1971)
Апачи (1973)
Ульзана (1974)
Братья по Крови (1975)

Главный индеец Советского кинематографа - югославский актер Гойко Митич. Естественно, после этого мы все  ломанулись стругать себе луки и стрелы и делать дротики из электродов для сварки, затачивая их об асфальт.
Имя главного злодея, шерифа Бэшона, стало нарицательным.
http://video.mail.ru/mail/fabri-62/48/7147.html

НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ (1966)
Фильм вышел на экраны в конце апреля 1967.
Это классика! Не сосчитать, сколько раз на него ходили. О том, как поддерживали "наших", можно посмотреть в первой части фильма "Волшебная Сила Искусства".
1967 год - год 50-летия Октябрьской революции. Год, когда родился советский "истерн"!




"Новые приключения Неуловимых" (1968)


Фильмы нравились в основном приключенческие. Запомнились несколько, посвященных древне-римской тематике
Триста Спартанцев (США) (1962) и два румынско-немецких (ФРГ) фильма о борьбе даков, во главе с вождем даков Децибалом, с римлянами.
"Даки" (1967)
"Колонна" (1968)
Причем "Колонну" я посмотрел раньше и долго ждал, когда вновь покажут первый фильм.
После просмотров этих фильмов, все пацаны в округе стали выстругивать себе короткие римские мечи.


Конечно же было много и советских фильмов, которые сейчас уже считаются классикой. Необычным показался двух-серийный "Золотой Теленок" с Юрским, когда после первой серии двери кинотеатра открылись на выход, и народ вывалил перекурить, а потом обратно, через выход и зашел.
 После этого нередко, кто-то один проходил в зал и минут через десять, когда заканчивался журнал и начинался фильм, открывал дверь на улицу, и толпа мальчишек влетала в темный зал и забивалась на свободные места. Как правило, ни один смотритель в зале с такой оравой справиться не мог, и все продолжали смотреть фильм бесплатно.


Страны социализма снабжали наш экран фильмами приключенческими и авантюрными.
Запомнился венгерский фильм "Завещание Турецкого Аги" (1967), "Старое Копье", из той же серии румынский "Приключения гайдука Ангела" (1970).





ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА (1968)
Когда смотрел его в кино, десятый класс казался таким далеким....



Наш кинематограф, силами "Рижской Киностудии", тоже не отставал: "Слуги Дьявола" (1970),"Слуги Дьявола на Чертовой Мельнице"(1972), "Последняя Реликвия" (1969). Последний фильм запомнился песней Георга Отса и кинжалом, который я также хотел вырезать из доски.


Фантомас (1964), Фантомас Разбушевался (1965), Фантомас Против Скотланд-Ярда (1967)(Франция)
Это веха в советском кинематографе. Популярность этих фильмов была феноменальной! "Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас",- говорили шутники в трубку телефона. Первый фильм вышел "Дети до 16-ти лет не допускаются". Но какое там! Прорывались и смотрели. Второй фильм уже никто не ограничивал. Говорили, что снято более двухсот серий, а нам закупили только три, но вот скоро и их покажут... Комиссар Жюв вошел в анекдоты вместе с Фантомасом.

Большая прогулка (1966), Ресторан Господина Септима (1966), Маленький Купальщик (1968), Человек-Оркестр (1970), Замороженный (1970).
Луи де Фюнес запомнился не только в серии про полицейского, но и серии великолепных комедий, также широко представленных в прокате. СССР имел хорошие отношения с Францией.

РОЖДЕННАЯ СВОБОДНОЙ (США) (1966)
Один из немногих американских фильмов, что тогда были в прокате.
Ходили всей семьей на вечерний сеанс, потому что днем билетов было не достать.


КОРОЛЬ-ОЛЕНЬ (1969)


ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОГО ЛУКИ (1970)
И по телевизору идет фильм "Кража". Что-то много стали таскать произведений искусств из музеев в те времена.








ОПЕКУН (1970)
Герой Сбруева беззаботный лаботряс, который к концу фильма перевоспитывается. Снято в гайдаевском стиле. А какие виды порта в конце фильма!






ЛАУТАРЫ (1971)
Смотрел его в кинотеатре в Калининграде Московской области. Эмиль Лотяну плохо не снимал.
Таборы в небо будут потом, в 1975м.



ОСТРОВ СОКРОВИЩ (1971)
Только из-за одного Джона Сильвера, мощно сыгранного Борисом Андреевым, этот фильм надо обязательно посмотреть! «Через час те из вас, кто останется в живых, позавидуют мёртвым».

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (1971)
Рабочие при строительстве дороги находят могилу неизвестного солдата. Редчайший случай: песня "А степная трава пахнет горечью..." прозвучит в конце другого фильма о войне - знаменитом "В бой идут одни старики" (1973).










ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ УДАЧИ (1971)
Долгое время считал этот фильм гайдаевским. Оказалось - режиссер Александр Серый.


Именно он обогатил наш словарь словами "редиска", "чувиха", а также бесчисленным количеством фраз, ставших поистине народными.


ОФИЦЕРЫ (1971)
Лучший фильм 1971!
"Есть такая профессия, взводный, Родину защищать."

Смотрел его несколько раз в кинотеатре.









Кстати, тогда же повторяли "ПАВЕЛ КОРЧАГИН" (1956), где роль Корчагина сыграл тот же Лановой.
Василий Лановой был признан Лучшим артистом СССР за 1971 год.




ПАВЕЛ КОРЧАГИН (1956)











Кадры конной атаки из этого фильма были использованы в фильме "Офицеры".








ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ (1971)
"Шпаги звон, как звон бокала, с детства мне ласкает слух".
И ведь усмотрели в этой фразе пропаганду алкоголизма среди детей!








ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (1971)
Еще один классический фильм Леонида Гайдая. И хотя после Юрского в "Золотом Теленке" Арчил смотрелся непривычно, фильм получился очень качественным и смешным.



- Дядь, а дядь! Дай 10 копеек?
- Может, тебе еще и ключ от квартиры, где деньги лежат?

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ (1971)
Честно говоря, слабоват, но запомнился крылатой фразой Георгия Буркова:
- Что у вас с рукой (шеей, головой)?
- А, ерунда! Бандитская пуля.

ТАБАЧНЫЙ КАПИТАН (1972)
Ни единой жалобы -
Сервис отличный!
У нас для иностранцев комфорт и уют.
А в этой забегаловке "Луне и Яичнице"
Только голодранцы местные живут!
Высокий Блондин в Черном Ботинке (1972), Возвращение Высокого Блондина (1974)
Раз уж заговорили о Франции, то невозможно не сказать о Пьере Решаре. Джеймса Бонда по идеологическим причинам в СССР показать не могли, а вот пародию на него - пожалуйста. Фильм разлетелся на цитаты.
Фильм "Игрушка" (1976) добавил поклонников Ришара,а музыка из фильма надолго стала визитной карточкой передачи "Утренняя Почта".
Признание Комиссара Полиции Прокурору Республики (1971)
Фильм Домиано Домиани с неотразимым Франко Неро рассказывал, что не все так безоблачно в мире, где правит капитал. Еще один фильм Домиани, который демонстрировался в то время, был "Следствие Закончено - Забудьте" (1971). Мафия бессмертна!
Белый Клык (1973)
Франко Неро снялся также в одном из лидеров по посещаемости фильмов франко-итальянском "Белом Клыке".
Смотрел три или четыре раза.
Новые Центурионы (1972) (США)
Американских фильмов было намного меньше в прокате по сравнению с французскими. "Новые Центурионы" был редким фильмом, рассказывающем о повседневной работе американских копов. Заканчивался гибелью главного героя. Что-то меньше стало комедий.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА БЕРЕГАХ ОНТАРИО (1969)
На экраны вышел в 1972. Здесь уже был главным не Чингачгук, а Нати Бумпо.






Из газеты "Труд" за 7 мая 1972 года.


ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ (1973)
Тема вестерна не могла обойти советский кинематограф, пусть и в экранизации Майн Рида.
Олег Видов - наш супер-герой-ковбой!
Золото Маккены (Maccena's Gold 1969).
В июле 1974 года произошло знаменательное событие - в советский прокат вышел настоящий голливудский ВЕСТЕРН! Грегори Пек, Омар Шариф, Телли Салавас! Фильм начинался роскошной песней в исполнении Валерия Ободзинского! Сцена с купающейся обнаженной Хешке не могла не запомниться всем мальчишкам СССР.


Большие Гонки (США) (1964)
Еще одним знаменательным фильмом стали "Большие Гонки" с Энтони Кёртисом, Джеки Лемоном и "капитаном Коломбо" Питером Фальком. Из фильма, правда, вырезали сцену посещения Тобольска, но и без нее фильм смотрелся на одном дыхании. Великий Лесли, на мой взгляд, лучшая роль Кёртиса из того, что я видел. В "Викингах" он как-то был не к месту (с таким-то лицом). Пять баллов!

В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ (1959)
Не вспомню, в каком году у нас показывали, но этот фильм периодически "всплывал" в прокате.
Единственный фильм в СССР с Мерлин Монро.
- Я не могу выйти за тебя замуж, я - мужчина!
- У каждого свои недостатки!



ЗЕМЛЯ САННИКОВА (1973)
В 1974 выходит этот классный фильм с незабываемой музыкой Зацепина. "Есть только миг между прошлым и будущем. Именно он называется жизнь". Это отсюда. В фильме снялся уникальный танцор - Махмуд Эсамбаев. Мне повезло с мамой быть на его выступлении в Новгороде.


СЛОМАННАЯ ПОДКОВА (1973)
В 74-м выходит на экраны фильм по Жюль Верну с Юрским в роли французского воздухоплавателя, оказавшегося среди эстонских крутых парней. В рекламном ролике фильма (сейчас бы сказали "трейлере") был самый запоминающийся момент, когда на глухом постоялом дворе в Юрского бросают вилы, и он чудом избегает верной гибели. Уровень игры Юрского и Нееловой был на голову выше убогих прибалтийских актеров. Провинция-с.


ЧИСТЫМИ РУКАМИ (Румыния) 1972
В прокат вышел в 1974 году.
Бухарест 1945 год. Разгул бандитизма.
Комиссару Микловану дают в помощники вернувшегося с фронта комиссара Михай Романа. Им предстоит сразиться со всесильным главой банды Симакой. Миклован - образец неподкупного, независимо мыслящего и решительного полицейского. Стрелял из любых положений. Бешеный успех у детворы!
В определенной степени, прототипы героев "Место встречи изменить нельзя". Не смотря на то, что Миклована в фильме убивают, он воскресает в следующем фильме "Последний Патрон" (1973).
Капкан (1974)
На экраны вышел в 1975 г.
Михай Роман уже в одиночку жестко разбирается с бандой в одном из румынских хуторов.
ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ (1972)
Василий Лановой, вне сомнения, Герой своего времени!

Приключение Итальянцев в России (1974)
В советском кино, наверное, есть две классические сцены погони: это "дуэль" Смоктуновского и Жженова в "Берегись Автомобиля" и в "Приключениях Итальянцев". И оба этих фильма вышли из-под руки Ильдара Рязанова. Виды Москвы и Ленинграда вышли немного лубочными, но это я вижу сейчас, через почти 40 лет. А тогда - беззаботная, весёлая и обезбашенная комедия. "Мафия Бессмертна!"

Свой Среди Чужих, Чужой Среди Своих (1975)
Именно Махмуд Эсамбаев, друг семьи Михалоковых, убедил Никиту снимать фильм в Чечне, в своем родном крае.
Это необычный фильм.
Это наш "Плохой, Хороший, Злой".
Таких хиповатых комиссаров на экране еще не было.
Лучшая роль Богатырева. Михалков в шляпе - это нечто. Какой-такой Райкин - чисто Каюм.


ЗОЛОТАЯ РЕЧКА (1975)
В чем-то созвучный с фильмом Михалкова. Здесь и тот же Кайдановский, Олялин и замечательный украинский актер Гринько, и Кикабидзе. За ним последует продолжение "Золотая Речка" (1976). Где-то после распада СССР на одном из каналов эти два фильма показывали один за одним, и так длилось почти целый месяц.



Бегство Мистера Мак-Кинли (1975)
Футуристических фильмов было мало. Банионис прекрасно справился с ролью. А вот включение Владимира Семёновича Высоцкого выглядело как-то неестественно. Но по-другому Высоцкого тогда было не увидеть.




АФОНЯ (1975)
Данелия создал фильм-монумент, квинтэссенцию советского социализма.

Главный герой уже не передовик производства, не шахтер и не тракторист, а сантехник, который вертел всеми этими профессорами, академиками и прочими гегемонами и которому всё по очень большому барабану! Герой гениального русского актера Леонида Куравлева глумится над системой, и деньги есть, а цели и счастья - нет. Есть мечта: семья, дети, но это только в мечтах. А в жизни - собутыльник Федул (Брондуков) и сосед Коля (Евгений Леонов).
Показаны типажи советских людей: сидят в обшарпанной квартире и размышляют о вселенной, космосе: "Афанасий,если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы какую выбрал"? - "Где пиво бесплатно". "Афанасий, ты не слышал, что ООН про Гондурас решило?"
Фильм стал лидером показа в СССР. В немалой степени и потому, что там выступали фактически запрещенные "Машина Времени" и "Аракс".
- Эй, родственник! Гони рубль, мне Афоня рубль должен!
- Д-ва!

АРХИМЕДЫ (1975)
Фильм-пердтеча всех последующих "Женщин, которая поет" и "Берегите женщин".
Это советский Hard Days' Night, правда на музыку не Beatles, а Минкова, но и это уже было событие.
Мы слова найдем такие нежные,
Что завидовать начнут красавицы
Тем единственным на свете женщинам,
Которых любим мы.

ОДИННАДЦАТЬ НАДЕЖД (1975)
Такие фильмы надо показывать нашим футболистам для поднятия боевого духа.
Совершенно неузнаваем Джигарханян в роли тренера испанского клуба,



ЗОЛОТОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СИНБАДА (США) 1973
В широком прокате фильм не шел. Я на него попал, когда маму послали в командировку в Ленинград, и от нечего делать я зашел в какой-то кинотеатр. Фильм поражал, по тем временам, необычными спец-эффектами, использованием мультипликации. Такого кино в СССР еще не было.


ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (Франция) 1973
Очередная пародия на Джеймса Бонда. Началась эпоха Бельмондо: "Игра в четыре руки", "Не упускай из виду" и др.




СТРЕЛЫ РОБИН ГУДА (1975)
Самый благородный Робин Гуд - Борис Хмельницкий. Музыка Высоцкого периодически возвращала из Старой Доброй Англии обратно в СССР, но это фильм не испортило. Благородство и честь должны побеждать!












НОВОБРАНЦЫ ИДУТ НА ВОЙНУ (Франция) 1974
Комик-группа Шарло порадовала нас тремя абсолютно ржачными (другого слова не подберу) комедиями: "Новобранцы...", "Четыре Мушкетера" и "Четверо Против Кардинала". Сейчас, конечно же, они смотрятся наивно, а местами глупо, но для середины семидесятых это было несущественно. Хиты на все времена!

ДНЕВНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ (1975)
"ленфильмовский" привет "мосфильмовскому" "Доживем до понедельника".

Тема взаимоотношений учителя и учеников, как тогда, так и сейчас,  была очень актуальна.












В 1976 на "Мосфильме" Владимир Меньшов снимет "Розыгрыш", а на "Ленфильме" Динара Асанова -"Ключ без права передачи".
Обе картины будут активно обсуждаться буквально всеми.

БРАТЬЯ ПО КРОВИ (1975) (ГДР)
Вроде бы, и Дин Рид, и Гойко Митич, - всё есть, а фильм вышел "фанерным".
Эпоха "кино-индейцев" подошла к логическому завершению.

О, СЧАСТЛИВЧИК (1973)
В 1975 на экраны выходит этот английский фильм с Малькомом МакДауэлом. Фильм, видимо, был приобретен еще и потому, что показывает злобную сатиру на буржуазное общество с его пороками. А для нас, помимо всего, еще и увидеть бывшего клавишника Animals Алана Прайса со своей группой.
O Lucky Man!


Комментариев нет:

Отправить комментарий